Invest4Life | Дмитрий Вигуляров | инвестиции | трейдинг
2.83K subscribers
280 photos
4 videos
4 files
573 links
Учу забирать с рынка прибыль ежедневно.

Автор - @vigulyarov
Download Telegram
#Himax #HIMX #ДжимКрамер

Добрый вечер, товарищи акционеры!

Один из читателей подкинул интересную идею. Он написал, что некий аналитик Джим Крамер написал статью про Himax и было бы интересно, чтобы я проанализировал эту компанию и сравнил свои выводы с выводами этого аналитика.

Что ж... поехали.

Я уже проанализировал эту компанию. Статью я ещё не читал. Сейчас я распишу то, как я действовал, то есть напишу обычный анализ компании, напишу свои выводы. Потом прочитаю статью Крамера, проведу сравнительный анализ и напишу с чем я согласен, а с чем нет.

Himax - это производитель полупроводников. Единственная информация, которая у меня появилась в первые секунды, когда я вбил название в гугл. Затем я полез искать информацию про эту компанию в своих источниках, чтобы узнать ее цену, но тоже нигде не нашел. Значит, открывает отчет и ищем все вручную, чтобы узнать о ее денежных потоках.

📊 Операционная деятельность компании

Обычно я начинаю с обзора бизнеса, но в данном случае для начала я хочу разобраться с ценой.
Отчеты я прикреплю в первом комментарии для доказательств, а здесь просто распишу все, что нашел. А нашел я все, что нужно. Я открыл отчеты за 2020, 2018 и 2016 года, потому что в них содержится вся нужна информация с 2015 по 2020.

🧐 Что можно сказать на первый взгляд?

Выручка у компании нестабильна. То растет, то падает. Как и чистая прибыль.
Но тем не менее, с 2015 года она выросла на 28%. Чистая прибыль же выросла на 87%.

Активы с 2015 года выросли на 13%, а капитал вырос на 46%. Также, стоит отметить, что у компании растет чистый долг. Далее я все это расскажу в цифрах, пока просто даю информацию о развитии. Ну и стоит отметить, что свободный денежный поток 2016-2019 был отрицательный.
И ещё негативный факт - в 2018 году компания перестала платить дивиденды, которые платила с 2009 года.

В принципе, компания неплохо развивается. Давайте разберемся с ценой.
В отчете за 2020 год указано количество акций - 172 854 000. А цена акции, собственно - 14$. Получается, что капитализация в районе 2.4 миллиарда долларов.

🔎 Что мы получаем за эту цену?

В 2020 году компания заработала выручки 887 миллионов. Чистая прибыль - 47 миллионов. Уже сейчас на этом этапе можно задуматься, что компания дороговата.

Активов у компании - 909 миллионов, из которых всего 485 миллионов - акционерный капитал.
Что опять же, говорит о том, что компания оценивается дорого. Но у нее есть несомненный плюс, о котором мы поговорим дальше.

Капитальный затраты (CAPEX) у компании были в 2020 сильно сокращены. Если в 2017-2019 годах CAPEX был в районе 40-50 миллионов, то в 2020 году всего 5,8 миллионов. А это, между прочим, инвестиции в будущее.
Также, благодаря налоговым льготам в 2020 году компания показала положительный операционный поток, из-за чего и появился положительный свободный денежный поток. Впервые за последние 4 года. Табличку расчетами я тоже прикреплю в комментарии.

Отсюда можно сделать вывод, что далеко не факт, что и дальше свободный денежный поток будет положительным. Что может и нормально для маленькой растущей компании, но не для меня.

💸 Теперь давайте о мультипликаторах более подробно

Во-первых, вы знаете, что я беру среднее значение P/E, а не текущее. Это помогает не попасть в ситуацию, когда компания в среднем зарабатывает по 5000 в год, а тут вдруг заработала 15 000 и стала дешевой, а на следующий год вновь заработала 5000 и акции в убытке. Нет, так я не делаю. Я смотрю на средние показатели.

Так вот, средневзвешенный P/E за последние 5 лет - 100,6
Крайне высокий показатель.
P/B - 5
Тоже высокий показатель.
Да и рентабельность прибыли на акцию в 2020 году - 1.95%. Дивидендов нет.

Компания переоценена и имеет низкую рентабельность. Но может у нее есть уникальный продукт?

Бизнес-модель

80% выручки компании приходится на TFT-LCD. Это жидкокристаллические дисплеи. Думаю, вы с ними знакомы.
Компания их производит и для смартфонов, и для телевизоров, и для мониторов и т.д. и т.п.
При этом, сама компания в отчете заявляет, что этот сегмент нестабилен и регулярно то растет, то падает. Вспоминаем то, что я написал про выручку выше.

Кроме того, в прошлом десятилетии было слияние таких компаний, как CMO, Innolux и TPO, что может привести к дальнейшему давлению на цены. Это я сейчас вам пишу прямо из отчета компании за 2019 год. Буквально 10 страница.

Более того, на той же странице отмечает фактор риска - что ее попытка расширить продуктовый портфель могут оказаться безуспешными. Я смотрю, там ребята сами верят в свое будущее *сарказм*.

Вообще, читая этот отчет, первые страниц 20 одни проблемы. Сомнения по поводу конкурентоспособности, проблемы с ценой, давление и т.д. и т.п.
Интересно, они хотят инвесторов привлечь или чтобы их пожалели бедных?

Вы уж извините, просто тяжело объективно относиться к такому бизнесу, когда я ещё и знаю, что цена на него крайне высокая.
Ладно, давайте я промотаю все это и перейду к тому, что компания производит.

1. Драйвера для дисплея (Display Driver) - грубо говоря, это ПО для синхронизации картинки и работы устройств.
2. Регулятор времени (Time Controller) - устройство синхронизации.
3. Операционные усилители (Operational Amplifier) - подают опорное напряжение.
4. Силовые микросхемы (Power IC) - устройство для управления токами в устройстве.
5. Сенсорный контроллер (Touch controller IC) - устройство, позволяющее работать сенсору на устройстве.
6. Иное (Others) - различные инвертора или преобразователи для микросхем.

И вроде бы все неплохо, но сама компания отмечает рост давления конкуренции и при этом отмечает рост популярности AMOLED-дисплеев. Ну, то есть ЖК на задний план уходят. Сейчас все больше используются светодиоды.

И тут мне даже не нужно рынок изучать.

💁🏻‍♂️ Выводы о компании

Я вижу компанию, которая стоит 2.4 миллиарда при чистой прибыли в 50 миллионов, при этом эта прибыль нестабильная. С проблемами со свободным денежным потоком.
Единственный плюс, который я нашел - грамотная реструктуризация долга. Компания переносит гасит залоговые кредиты и берет беззалоговые. Что говорит о большем доверии со стороны кредиторов.
Но вот у меня доверия не сложилось. Нет уникального продукта. Более того, 80% выручки составляет продукт, который уже "устаревает" и компания сама об этом говорит. И при этом стоимость крайне высокая.

🤼‍♀️ Теперь давайте же сравним мои выводы с выводами Джима Крамела

У него интересный подход. Он сравнивает эту компанию со средними показателями в отрасли. Мол, средний показатель в отрасли - 67, а компании текущий - всего 45. Ничего себе, всего. Обалдеть. Это дорого!

В общем, по всем показателям он ставит этой компании 5 из 5. Я честно не понимаю, на чем это основано. Опять что ли ему, как и в 90-х оптимизм все затуманил. Он в 90-х перед крахом доткомов показывал результаты выше рынка. В 2001 ушел из хедж-фонда, который потом и разорился, насколько я знаю. По-моему, этот персонаж и в книге "разумный инвестор" фигурирует.

У нас с ним разные подходы. Кому верить, вы выбирайте сами. Моя стратегия стоимостного анализа говорит о том, что эта компания не стоит своих денег. Хотя она ещё может вырасти на "хайпе" или позитивных новостях, как это и бывает. Как я обычно говорю - каждый решает, что покупать самостоятельно.

Однако, в отчете Джима Крамела я нашел интересный факт, о котором не знал. Он использует "коэффициент быстрой ликвидности". Может не самый важный показатель, но интересный. Напишу о нем статью.

ПС - ещё забыл написать, что маржинальность у компании очень низкая. В среднем за 5 лет около 3-4% по чистой прибыли. 🤦🏻‍♂️

И напишите мне, пожалуйста, стоит ли делать подобное или делать обычные разборы? Интересно читать? Буду благодарен 😊
💥 Россию грозятся отключить от системы SWIFT

Уже не раз проскакивали подобные заголовки в новостях. И недавно даже Кремль заявил, что уже и не отрицает, что подобное может произойти.

Как заявил Песков: "Мы не можем исключать ни одну из потенциальных угроз. Вы видите, что санкционные стремления наших оппонентов, особенно США, продолжают расти по нарастающей. Действия эти носят необоснованный и непредсказуемый характер".

Ну, по поводу "необоснованный и непредсказуемый", конечно, можно поспорить. Все мы понимает то, что происходит вокруг. Но я не особо люблю политику, поэтому давайте просто разберемся с этой системой SWIFT.

Система SWIFT - это международная межбанковская система передачи информации и платежей. Ею пользуется большинство стран мира.

🤯 Чем опасно отключение для России от системы SWIFT?

По факту, это отрежет наши банки от мировой финансовой системы.
Нарушение логистических торговых цепочек, проблемы с ликвидностью, потому что прекратятся транзакции в валюте.
Вероятно, это также ударит и по гос.долгу. Нерезиденты банально не смогут его покупать. А значит, это огромные проблемы для нашей страны в виде дефицита бюджета, как минимум.
Что начнет происходить на валютном рынке - вообще страшно подумать. Рубль вообще никому даром не нужен будет. Будет, как с лирой.

У нас это, естественно, приведет к сильной инфляции. К замкнутой системе, в которой наша экономика просто умрет.

🥳 Но не переживайте. Я думаю, это крайне маловероятно. Я написал, конечно, самый страшный сценарий. Но по факту, США хоть и дерзкие, но не дураки.

Они понимают, что Россия - один из ключевых экспортеров нефти, газа и некоторых металлов. Подобное вмешательство со стороны США приведет к огромным проблемам многих стран Азии, в том числе, Китая и Европы.

Но Кремль старается все равно от этого оградиться. Например, Лавров заявил, что России и КНР нужно снижать санкционные риски, укрепляя технологическую самостоятельность и расширяя расчеты в национальных и мировых валютах, альтернативных доллару.

И это очень здравое решение. Более того, подобные санкции, как я уже сказал, сильно ударят и по Китаю. И вот тут поднебесная уже имеет некое влияние на США. Когда в прошлом году они создали азиатский торговый блок, который должен ослабить влияние США и доллара в мире.

Да и сама система SWIFT попадает под юрисдикцию Бельгии, а не США. И подобные решения должны быть рассмотрены Европейским Союзом, прежде чем реально вступать в силу. Хотя и был случай, когда в 2017 Корею отключили от этой системы без всяких разборов.

Я думаю, что для рубля это закончится катастрофой, ведь одни только новости об этом заставляют его падать в обморок.

Как думаете, может ли до такого дойти? Интересно ваше мнение.
💥 Курс доллара впервые с февраля поднялся выше 76 рублей

Что вообще происходит?

Вроде бы недавно подняли ключевую ставку, что вроде бы должно было позитивно повлиять на рубль. Однако нет. После несильного укрепления в начале прошлой недели сейчас рубль просто обвалился.

🛢 Нефть обвалилась до 62$

Ну, обвалом это назвать нельзя. Но со своих максимумов текущего года цена опустилась уже на 13%.

Основная причина - новая волна заболеваемости в Европе. Благо, страны сделки ОПЕК выполняют условия сокращения на 113%. То есть больше, чем нужно. Так бы нефть сейчас была бы ниже 50$.

В краткосрочной перспективе, конечно, сейчас возрастающие риски для нефти, но в среднесрочной, если брать хотя бы 3-4 месяца, то есть до лета, все будет хорошо.
Не смотря на то, что ВВП Еврозоны снижается, болезнь носит сезонный характер, а значит сейчас краткосрочно ее негативное влияние усилится. Но повторюсь, краткосрочно. Так что ничего страшного в этом нет, переждем.

🧨 Новые новости о санкциях

Про санкции в отношении отключения России от системы SWIFT я писал в прошлом посте. И я с вами согласен, что это маловероятно.

Но вот в чем проблема - одни только новости усиливают волатильность на валютном рынке.

Понимаете, вот иностранным инвесторам/спекулянтам вообще все равно, правда это или нет. Они оценивают риски и принимают решения. И как мы видим, сейчас их решения склоняются в негативную сторону. На это играет совокупность факторов.

📈 Повышение ставки ЦБ и ожидание дальнейшего ужесточения ДКП

Вот почему я в пятницу и писал, что пока непонятно как отреагируют инвесторы на повышение ставки. Нужно время, чтобы понять движение графика RGBi - ценовой график на Российские облигации.

Так вот, наши облигации распродают уже 12 дней подряд. Почему это происходит?

После того, как ЦБ решил поднять ставку и заявил, что видит возможность для дальнейшего её повышения, начались распродажи потому что более высокая ставка гарантирует более высокую доходность по новым облигациям.
Ну это очевидно. Купонная ставка привязана к ключевой ставке и чем она выше, тем выше доходность облигаций. Надеюсь, это понятно.

Так а почему тогда распродажи?

Потому ожидается дальнейшее повышение ставки. Сейчас объясню.
Инвесторам нет смысла держать облигации, которые сейчас имеют купонную ставку ниже, чем ключевая, так? Так. Поэтому их продают.
Спрос на облигации новых выпусков также мал, потому что буквально в перспективе нескольких месяцев вновь можно ожидать повышение ставки. Что и приводит к тому, что цена на них снижается.

За прошлый год по данным минфина доля нерезидентов в аукционах ОФЗ снизилась с 35% до 22%. Это сильно ударило по рублю и по нашему долговому рынку.

И мне кажется, что ближайшие пару месяцев что-то подобное и продолжит происходить. Возможно, доля нерезидентов ещё снизится на ожиданиях повышения ставки. А возможно, останется на прежнем уровне.
А вот потом уже спустя полгода или больше, когда ставка будет на высоком уровне и ЦБ даст понять, что дальше повышать ее не будет, тогда уже спрос на российские облигации вырастет. И рубль будет иметь шансы на укрепление.

Поэтому мой прогноз остается такой же. Я не жду в первой половину этого года сильного укрепления рубля (ниже 70-71 рубля за доллар). Об этом я ещё в декабре говорил. А вот во второй половине шансы есть. Если, конечно, черного лебедя не прилетит.

#Новости #Рубль
💰 Про маржинальность и рентабельность

Достаточно важные темы для понимая, однако, у многих неверное представление о них. В интернете все запутано так, что голова вскипит, пока разберешься.

Давайте простыми словами

Маржинальность
- это разница между двумя показателями. Как правило, Gross Margin (Валовая прибыль) - разница между выручкой и стоимостью.
Либо в процентном соотношении. Либо в абсолютном.

А рентабельность - это показатель, отражающий эффективность бизнеса.
Только в процентом выражении.

Разница у них в том, что маржа показывает наценку (по сути это разница между выручкой и затратами на производство), а рентабельность показывает эффективность использования ресурсов.

Пример
Есть компания, которая потратила 10 000 рублей на создание товара "игрушка" и 5 000 рублей на создание товара "тушенка". Вот такая странная компания.
Игрушку она продала за 12 000 рублей, а тушенку за 7000 рублей.
И там, и там маржа - 2 000 рублей. Но в процентном соотношении, маржа игрушки составила - 16,6%, а маржа тушенки составила - 28,5%.

То есть, маржа помогает оценить нам отдельные сегменты.

Всего компания заработала с продажи игрушки и тушенки - 19 000 рублей. А на создание потратила - 15 000 рублей.
Общая маржа или "валовая прибыль" компании - 4 000 рублей. В процентном соотношении - 21%.

🤷🏻‍♂️ Зачем это вообще нужно?

Можно изучить развитие сегментов за последние годы и понять, как работает компания. Например, если сегмент "тушенки" растет в последние годы, опережая рост сегмента "игрушки", это значит, что компания делает упор на более маржинальный сегмент, что вскоре приведет к большей маржинальности всего бизнеса и будет больше возможностей для развития.

Такой вот небольшой лайфхак. Именно поэтому при анализе, я первым делом изучаю сегменты.

💁🏻‍♂️ А что же такое рентабельность?

А вот рентабельность - это показатель эффективности.

Их есть несколько видов. Рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность капитала и рентабельность прибыли на акцию (который почему-то вообще никто не использует).

🤯 В чем смысл?

Вот я писал, что валовая прибыль компании - 4 000 рублей и валовая маржа составляет 26%.
Но ведь есть ещё:
- износ оборудования, амортизация;
- налоги;
- долги.

В итоге, после всех этих трат у компании осталось всего 1 500 рублей. Это будет чистая прибыль.
Так вот рентабельность нам говорит об эффективности бизнеса. В данном случае (при выручке в 19 000 рублей) рентабельность продаж составляет всего 7,8%. То есть, это отношение прибыли к выручке в процентах.

И в этом разница между маржинальностью и рентабельностью.

Ещё раз:
Маржинальность - это разница между выручкой и прибылью.
Рентабельность - показатель, отражающий эффективность бизнеса.

Есть ещё рентабельность активов и капитала. Но там свои проблемы. И если интересно, я напишу об этом в ближайшие дни. А затем напишу крайне важный пост про рентабельность прибыли на акцию.

И я думаю, стоит ещё написать про виды прибылей. Потому что я оперирую четырьмя понятиями прибыли. Ну и соответственно, четырьмя понятиями маржинальности. И компании в своих отчетах тоже. 🧐

#ФинансоваяГрамотность #Маржинальность #Рентабельность
Некий Дэвид Чичиллине, а он между прочим, глава антимонопольной комиссии в конгрессе США, предлагает ввести более 10 законов против технологических гигантов.
Стратегия внесения множества законов вместо одного масштабного призвана ослабить сопротивление с их стороны.

Я думаю, вы не раз в прошлом году слышали про разбирательства бигтехов с антимонопольной службой. И даже были допросы с разбором полетов.
Кроме того, в прошлом году был опубликован огромный отчет, в котором подробно описаны случаи злоупотребления рыночной властью компаниями Apple, Facebook, Amazon и Google.

Так что, видимо, в ближайшее время борьба с ними будет только разгоняться, что однозначно будет бить по котировкам акций. Да и неизвестно, к чему приведет эта их деятельность. Один из вариантов был ввести закон на разделение крупнейших компаний для поддержания конкуренций.

В любом случае, новости о таких законах или их реальная сила могут ударить по капитализации этих компаний и я крайне не рекомендую покупать их по такой высокой цене.
💥Друзья, написал огромный пост про рентабельность, маржинальность, а также их виды.

Решил написать это в одной большой статье, чтобы все было в одном месте - тема очень важная и интересная.
Так что заходите на инвестинг, поддержать, чем больше просмотров соберет статья, тем выше будет во вкладке "популярные" и тем больше людей её увидят!

https://ru.investing.com/analysis/article-200279464
💥 Лучшие цитаты великих инвесторов. Часть 2

Часть один можно почитать тут

Сегодня же цитаты я хочу посвятить теме психологии на рынке.

5️⃣ «Падение фондового рынка — столь же обычное явление, как январская метель в Колорадо. Если вы готовы к нему, оно не может причинить вам вреда. Падение — прекрасная возможность дешево купить акции, которые сбрасывают пугливые инвесторы, опасаясь бури» (с) Питер Линч

Прекраснейшая фраза. Я настолько часто читаю, как люди паникуют - РЫНОК УПАЛ НА 2%, ЧТО ДЕЛАТЬ?

Господи, почему вы не бережете свои нервы?

Ну упал он на 2%. Сегодня упал, завтра отрастет. Послезавтра опять упадет. Так всегда происходит.
2% - это даже не просадка. Это вообще ни о чем. Поэтому ещё более странно мне читать сообщения по типу "рынок упал, закупаемся". Куда вы закупаетесь? Вместо 30 долларов потратите 29.5? Вот это скидка.

А что потом будете делать, когда цена до 15 упадет из-за обвала? Продадите?

Я к тому, что не нужно вообще на рынке паниковать. Это ни к чему хорошему не происходит. У меня недавно просадка по Virgin была 35%. И тогда я докупил ещё акцию. Если бы я докупал при просадке в 1-2%, то сидел бы без запаса средств и с огромным минусом. А сейчас он всего 7%. И меня это вообще не волнует.

Я вам больше скажу - я буду рад, если все компании в моем портфеле обвалятся. Потому что потрачу меньше денег на покупку. Но при этом важно и анализировать показатели компаний, чтобы быть уверенным в том, что цена упала, а бизнес остался.

6️⃣ «У каждого человека достаточно ума, чтобы зарабатывать на фондовом рынке. Но не у каждого хватит выдержки. Если вы склонны к панике, лучше не начинайте это дело.» (с) Питер Линч

Даже самый банальный анализ может привести к хорошим результатам, если у вас есть стратегия и вы достаточно диверсифицируете портфель.
Но если вы будете каждый раз паниковать, когда что-то происходит - то вы ничего не добьетесь. В большинстве случаев, цена падает, так же, как и растет - на ожиданиях.

Отличный пример - Intel. Весь прошлый год черт знает что с акциями творилось. И сколько я читал комментариев на разных платформах "Интел сдулся", "Вообще не растет" и т.д.

Но цена падала на слухах и новостях о том, что АМД проехался по Интелу катком.

У меня не самая лучшая цена закупки - 49$ (были возможности и по 42 взять, но не было средств) и сейчас прибыль около 36%. Знаете почему?

Потому что бизнес у компании устойчивый. Пока все ее хоронили, она рекордную выручку показала. Поэтому я не парился, когда у меня была просадка в 15-20%. Я лишь жалел, что средств не было, чтобы докупить.

7️⃣ «Финансовый рынок это устройство перераспределения денег от нетерпеливых инвесторов к терпеливым.» — Уорен Баффет

Пока все паникуют, грамотный инвестор покупает. Потому что понимает, что рыночная цена компании - это вещь субъективная, а сама компания - объективная.

Так вот, большинство инвесторов продают, когда компания дешевеет. Но чаще всего она дешевеет, потому что плохие новости или кризис... что-то произошло, из-за чего рыночная цена падает. Но сам бизнес-то работает, как и работал. А даже если и столкнулся с проблемами, то можно открыть актуальный отчет, изучить цифры и понять, насколько сильно кризис ударил по бизнесу.

Так, например, в прошлом году я заработал 50% на компании Royal Dutch Shell. При том, что купил я ее по 26$, потом была просадка ещё на 20% и затем я ее продал по 38.5 долларов. Она затем ещё немного выросла, но я продал, потому что цена стала высокой.

А ведь кто-то продавал ее по 26. Это была очень низкая цена. Я и подобрал ее поэтому. А затем продал по 38. Таким образом, человек, который на панике продал их по 26 потерял деньги, а я их заработал, потому что купил и не переживал.
8️⃣ «Снижение рынка на 10% довольно распространено—это происходит примерно раз в год. Инвесторы, осознающие это, с меньшей вероятностью будут продавать акции в панике и с большей вероятностью останутся в позициях, получая выгоду от генерящей благосостояние силы акций.” — Кристофер Дэвис

Кризисы - дело регулярное. Раз в 10-15 лет случается мощный кризис. И очень часто случаются просто коррекции. В основном на новостях.

Я посчитал. За последние 10 лет более 5% рынок терял 26 раз. Более 10% 13 раз. Более 15% 5 раз. И более 20% 1 раз (март 2020 - обвал на 35%).

Пережили? Пережили. Не понимаю, почему имея столько примеров буквально за последние 10 лет, люди все ещё продолжают паниковать и продавать акции в минус.

Если компания осталась хорошей, то зачем ее продавать? А если вы боитесь незначительной просадки, то что вы вообще делаете на рынке?

Мой канал для того и создан. Я постоянно нахожусь в поисках качественных активов. Более того, которые при этом имеют перспективу роста. Так что вырабатывайте у себя иммунитет и стройте свое будущее.

Как говорил Баффет: "Кто-то сейчас отдыхает в тени дерева, которое он посадил много лет назад".
Доброе утро, товарищи акционеры!

Нет у вас такого ощущения, что рынок будто застрял?
S&P 500 как был 3920, так там и остался.

Я, например, не могу отделаться от ощущения, что что-то странное происходит.

Грэм в своей книге "Разумный инвестор" писал. Он говорил, что иногда бывает такое, что кажется, будто рынки выдохлись. Они слабо реагируют на позитивные новости, невнятно реагируют на негативные новости. И куда качнется дальше маятник "позитив-депрессия" предсказать сложно.

Однако, у меня есть мысли по этому поводу.

Облигации на все ещё высоком уровне доходности

1.641% на момент написания статьи. Хотя они корректировались до 1.59%.

Помните, я писал, что среднесрочно жду роста их доходности на фоне восстановления экономики. При чем, я не жду сверхдоходности. Лишь 1.75-1.8%.

Но сейчас, в ближайшее время могут начаться интересные движения. Заканчивается первый квартал.

А это значит, что все фонды, которые используют облигации, должны будут перебалансировать свои портфели. По типу как у Тинькофф вечные портфели, где 25% акций, 50% облигаций и 25% золота.
Цена всех этих инструментов меняется и их нужно балансировать. Значит, спрос на облигации локально может вырасти. Либо уже вырос. Возможно это снижение доходности последнюю неделю - и была перебалансировка портфелей инвестиционными фондами.

А соответственно, если индекс снижается, а облигации дорожают, то какой ребаланс будет? Продажа акций и покупка облигаций.

Стимулы поддерживают фондовый рынок

Мы видели снижение рынка на этой неделе до 3850 пунктов. И в этот же период облигации дорожали (видно, по снижающейся доходности).
Значит, вероятнее всего, это и были движения, созданные инвестиционными фондами.

Возможно, не все ещё скорректировали портфели и до конца марта мы увидим повышенную волатильность.

Ну что дальше?

А дальше, возможно, продолжатся распродажи на долговом рынке. Потому что инфляционные ожидания все ещё остаются высокими.

Я сейчас очень жду данных по индексу потребительских цен. По Европе данные выйдут 31 марта, а по США 13 апреля.

Эти данные могут быть очень значимыми для инвесторов. Потому что мне кажется, что данные будут ниже прогнозов по Европе.
Прошлые выходили буквально на прошлой неделе и прогноз совпал с фактом - 0,9%. Сейчас же вдруг подняли прогноз до 1,2%. Хотя ВВП Еврозоны снижается уже тринадцатый месяц подряд. Возможно, нам как-то помогут подскочившие индексы деловой активности, однако их уровни были занижены. И несмотря на то, что факт превзошел прогноз, эти уровни сильно ниже докризисного уровня.

В отличии от США. ВВП США продолжает расти. Буквально вчера вышли свежие данные - ВВП вырос на 4.3% в годовом выражении.
Но при этом индекс деловой активности в производственном секторе оказался ниже прогноза, но вырос относительно прошлого месяца. А индекс деловой активности в секторе услуг совпал с прогнозом. Он тоже вырос. И оба этих показателя находятся на максимумах за последние 7 лет.

Но по данным индекса потребительских цен, я думаю, можно ждать совпадения с фактом, потому что не смотря на то, что есть новые стимулы, в это же время реальные ипотечные ставки в США растут и сейчас находятся на максимуме 9 месяцев, что вероятнее всего, отразится на рынке жилья - основного индикатора роста экономики и инфляции.

Так что, вероятно, ФРС были правы в том, что инфляция если и превысит 2%, то это будет не долго.

Соответственно, растут шансы того, что рынок достигнет все же 4000 по S&P 500.

#Новости #Аналитика
#Инвестинг

Друзья, если интересно кому, я дополнил то, что писал утром.
Написал также по рынку и по доллару свои мысли, а также по паре евро/доллар и по золоту.

Почитать можно тут:
https://ru.investing.com/analysis/article-200279568

ПС - сегодня вечером ждите новый обзор компании. :)
​​🥦 Sprouts Farmers Market - сеть супермаркетов средней капитализации.

Давайте разберемся в том, насколько она интересна.

♻️ Бизнес-модель

Компания продает натуральные, свежие и органические продукты. То есть, экологически чистые продукты.
Вся продукция делится на 2 категории:
- Скоропортящиеся (мясо, молочное, морепродукты, выпека и т.д.);
- Нескоропортящиеся (бакалея, витамины и добавки, алкоголь).

57.2% ассортимента составляют свежие скоропортящиеся продукты.

По факту - обычный пищевой ритейлер. Как у нас "магнит" и "пятерочка". Имеют базу поставщиков и продает еду и алкоголь.
Целевой клиент: по исследованиям компании это люди, следящие за своим здоровьем и именно на них будет строиться дальнейшая стратегия.

Но по факту, повторюсь, это просто продуктовый американский магазин.

📈 Рынок

Компания имеет более 370 магазинов в 23 штатах.
Планирует дальнейшее расширение базы магазинов как минимум на 10% в год с 2022 года. Это по новому стратегическому плану.

Но мы-то с вами здесь собрались не пальцем деланные, да? Мы с вами обещаниям и ожиданиям не верим. Лучше разберемся со стоимостью этого бизнеса.

📊 Операционные показатели

С 2015 года активы компании выросли вдвое. А вот акционерный капитал остался на том же уровне, потому что почти в 10 раз вырос долг компании.

Выручка за этот же период выросла на 80%. Чистая прибыль выросла в 2.2 раза.
EBITDA выросла вдвое.

Операционная маржа составляет чуть более 6%. И за последние 6 лет незначительно снизилась (была 6.4%).
Но при этом рентабельность прибыли на акцию чуть более 9%.

Кстати, капитализация компании с 2015 года упала на 25%. Почему а потому что была дорогой очень на тот момент. Давайте посмотрим, дорогая ли это компания сейчас.

💰 Цена компании

Рыночная цена - 3.1 миллиарда долларов.
За эту цену мы получаем компанию с активами на 2,8 миллиардов, из которых акционерный капитал - всего 981 миллион. Уже тут мы замечаем, что рыночная цена завышена относительно балансовой стоимости.

Средневзвешенный показатель P/E за последние 5 лет - 17,6.
P/B (отношение капитализации к балансовой стоимости) - 3,52
NetDebt/EBITDA (чистый долго/прибыль до налогов, процентов и амортизации) - 2,1
L/A (отношение обязательств к активам) - 68%

В динамике долг и обязательства компании растут.
Рентабельность EPS - 9,27%.
Дивидендов компания не платит.

📍 Выводы

▪️Растут долги.
▪️Снижается маржинальность (пусть и крайне низко).
▪️Высокая цена относительно балансовой стоимости.

При чем, это мне не понятно больше всего, потому что компания предпочитает набирать кредиты, чтобы развиваться. Из-за чего сильно страдает акционерный капитал.
Единственный плюс компании - высокая рентабельность прибыли на акцию. Но компания даже не платит дивиденды, что создает риски из-за растущих обязательств.

Поэтому не смотря на то, что компания показывает хорошие результаты роста, меня отталкивает политика компании, которая ведет сильному росту цены акционерного капитала. И это при том, что остался таким же, как и 5 лет назад.
Не дайте себе обмануться. Капитал вырос за последний год. Но он лишь вернулся к уровню 2015 года. До этого 5 лет подряд он снижался. Текущий рост обусловлен снижением долгосрочных обязательств по финансовой аренде.

Вердикт: на рынке есть более рентабельные инвестиции.

Отчет: https://s25.q4cdn.com/758825522/files/doc_financials/2020/q4/d5991aa5-1c2b-4dde-8da3-aaea10236685.pdf

#SproutsFarmersMarket #SFM
Добрый вечер, товарищи акционеры!

Подготовил для вас видео про British American Tabacco. Большая просьба к вам - посмотреть это видео (если, конечно, вам интересно), поставить лайк и оставить комментарий на youtube под видео! Это очень сильно поможет в развитии канала и продвижению на youtube. 😊

British American Tabacco - очень интересная компания, но подойдет не всем. Полный обзор смотрите ниже. Наливайте чай и приятного просмотра ☕️

Видео - https://youtu.be/uNYtNt2wht4
#ЛичныйОпыт

💥 Результаты моего инвестирования за полгода

Друзья, полгода назад я начал вести этот портфель. Практически сразу после создания канала на YouTube.

Цель: показать, что даже начиная с маленьких сумм можно добиться вполне хороших результатов. Особенно, на дистанции. Невероятно интересно будет посмотреть на этот портфель хотя бы лет через 5-10. Однако, сейчас предоставляю отчет за первые 6 месяцев.

1. Bank Of America
Вес в портфеле: 15,6%
Доходность: 36,99%

2. Citizens Financial Group
Вес в портфеле: 12,08%
Доходность: 28,57%

Банковский сектор, в целом, занимает у меня 27,67% в портфеле. Я уже писал, почему этот сектор меня привлекает и не раз. Сейчас же, в условиях мягкой ДКП у банков много возможностей привлекать новых клиентов. А в будущем при ужесточении ДКП увеличить свои доходы.

Обе эти компании финансово стабильные. Bank of America входит в топ-4 банков США и является очень значимым банком c хорошей дивидендной доходностью. А Citizens входит в топ-20, но он также является системно-значимым банком. Благодаря тому, что он в несколько раз меньше лидеров, он показывает более высокие результаты роста.

3. Commercial Metals Company
Вес в портфеле: 8,59%
Доходность: 48,08%

4. Stell Dynamics
Вес в портфеле: 6,74%
Доходность: 38.71%

Металлургический сектор занимает в портфеле 15,35%. Куплены эти компании были по прекрасной цене. К тому же, сейчас в условиях роста цен на сырье, эти компании также отлично прибавляют. Я не жду от них ничего сверхъестественного. Сейчас начался цикл сырьевого роста. Затем будет спад и, вероятнее всего, акции обвалятся.
По CMC я ещё думаю, все же компания не увеличивает дивиденды уже более 10 лет. Возможно, это послужит аргументом для принятия решения о продаже.
Steel Dynamics мне в этом плане нравится больше, да и цена покупки была очень удачная.

5. CVS Health
Вес в портфеле: 10,17%
Доходность: 9,98%

Крупная аптечная сеть. Мне она нравится тем, что большая часть бизнеса - администрирование аптек. Соответственно, операционные расходы при этом намного ниже, чем открытие собственных аптек. У компании, в целом, огромное количество аптек и больниц.
Минусы компании: растущая долговая нагрузка и дивиденды, которые не растут. Но рост дивидендов был остановлен при покупке нового бизнеса в 2017 году, что также повлияло и на долговую нагрузку. Долгосрочно мне эта компания все же нравится своими операционными показателями.

6. D.R. Horton
Вес в портфеле: 12,06%
Доходность: 20,47%

Отличная компания, которая сильно выиграла от роста цен на недвижимость. Но помимо этого, это ещё и крупнейший застройщик в США. Компания растет быстро и регулярно покупает конкурентов. Растущие, хоть и не высокие дивиденды и низкая долговая нагрузка меня сильно привлекли.
В будущем хочу расширить этот сегмент другими прекрасными и высокомаржинальными компаниями.

7. Intel
Вес в портфеле: 8,66%
Доходность: 30,36%

Уже тоже не раз писал по этой компании и делал видео на Youtube канале по ней.
Это стоимостное решение. В то время, как все хайпили на AMD, который уже летом стоил по 80-90, Intel падал и падал.
В итоге, компания, которая является все ещё очень весомой фигурой на рынке продавалась по достаточно низкой цене.
У меня была просадка по ней около 20% (средняя цена покупки - 49$). Но я ждал годового отчета, который порвал все ожидания. Компания показала рекордные показатели. В чем интерес - советую посмотреть видео.
8. Кеш
Вес в портфеле: 26,08%

Текущая доходность портфеля: 25.1%.
Доходность без учета неиспользованных средств (кеша): 30.2%
За полгода пополнений: 45 000 рублей
Текущая цена портфеля: 56 376 рублей

Я понимаю, что сумма небольшая. Но в том и суть, чтобы показать, что начиная даже с малых сумм, можно добиться хороших результатов. Поэтому призываю смотреть на проценты, а не на абсолютные числа.

Планы по портфелю:
За этот год довести количество пополнений до 80 000 рублей.
Прогнозировать доходность и прирост капитала я не могу. Возможно, что через год портфель будет убыточным, если случится обвал. Меня это мало волнует. Наоборот, я сейчас запасаю средства, чтобы быть к этому готовым.

В будущем планирую расширить портфель и потихоньку вести его к балансу по отраслям и акциям. Сейчас это не представляется возможным из-за маленькой суммы.
Хочу в этом году добавить высокомаржинальных акций и, возможно, ростовую компанию.

Ребалансом буду заниматься уже в следующем году, ближе к тому времени и буду думать более углубленно о CMC и CVS. Сейчас пока слежу за динамикой развития компаний.

Моя глобальная задача: собирать и увеличивать доли фундаментально прочных компаний, которые сохраняют свою маржинальность, показывают рост операционных показателей и имеют тенденцию к росту дивидендов и капитализации. Поэтому моя стратегия: покупать подобные компании по низкой цене. Именно поэтому полгода назад я покупал не хайповые инструменты, а недооцененные компании, 5 из 8 которые сейчас приносят более 30% доходности.

И ещё очень важное, что я хотел сказать. Многие, начиная с малых сумм начинают гоняться за сверхдоходностью. Мол, у меня мало денег, а надо по-быстрому разбогатеть. Так вот, такого не бывает друзья. Вернее, бывает, но недолго.
Если у вас получилось заработать 100% за месяц, то я очень за вас рад. И я надеюсь, что и дальше все будет прекрасно. Но не забывайте 2 вещи.

Во-первых, в мире всего около 2% успешных долгосрочных трейдеров. Большинство теряет весь свой капитал при неожиданных движениях фондового рынка.

Во-вторых, сейчас рынок последние 10 лет активно растет. Даже в прошлом году обвал быстро выкупили из-за огромных стимулов. Но не думайте, что так будет всегда. Я уже приводил в пример, что после обвала в 2001 году рынок восстанавливался 13 лет. Тогда, конечно, масштабы пузыря были больше, чем сейчас. Но медвежий рынок или боковик может прийти на долгое время. Более того, рано или поздно он однозначно придет. Поэтому, увеличивайте "маржу безопасности" и не переплачивайте за компании.

Напишите, пожалуйста, интересны ли вам ежемесячные отчеты по моей деятельности?
Invest4Life | Дмитрий Вигуляров | инвестиции | трейдинг
8. Кеш Вес в портфеле: 26,08% Текущая доходность портфеля: 25.1%. Доходность без учета неиспользованных средств (кеша): 30.2% За полгода пополнений: 45 000 рублей Текущая цена портфеля: 56 376 рублей Я понимаю, что сумма небольшая. Но в том и суть, чтобы…
#Новости #Аналитика

💥 Рынки вновь снижаются, а доллар укрепляется

Доброе утро, товарищи акционеры!
Можно считать, что утро понедельника традиционно будет начинаться с анализа рынков и доллара.

Фьючерс на S&P 500 открылся снижением после роста в пятницу.
Однако, в пятницу был зафиксирован новый исторический максимум - 3974,81 пунктов.
Поэтому то, что происходит сейчас не коррекция пока что, не снижение, а "обычные будни". Пока что рынки занимают позицию ожидания.

Все же, с Европы приходят не самые оптимистичные данные. С начала марта вновь количество заболевших растет. Уже не раз говорили, что болезнь носит сезонный характер. Естественно, это влияет на мировую экономику, заставляя рынки понервничать.

При этом, вакцинация замедляется. Нарушение поставок ведет к тому, что многие страны продолжают ограничительные мероприятия.
Собственно, в этом плане все действительно хуже, чем в Европе. Это видно по показателям ВВП. В годовом выражении в феврале снижение ВВП Еврозоны было на 4.9%, что оказалось лучше, чем прогнозировалось, но тем не менее.
В США же ВВП вырос даже больше прогнозов - на 4.3%.

Это, кстати, та причина, по которой я также, как и многие выбираю рынок США для инвестиций. А развивающие рынки пока что обхожу стороной, потому что там много рисков - либо девальвация валюты, либо делистинг, если инвестировать в долларах. Это я про Китай, потому что отношения между США и Китаем вновь ухудшились.

Что дальше будет с рынками?

На прошлой неделе была "пробка" в Суэцком канале. Я думаю, многие видели эти кадры, где маленький экскаватор помогал большому кораблику выбраться.

Сегодня утром вышли новости, что канал все же освободили, но его разгрузка начнется лишь завтра.

Эта новость нам говорит о том, что экономика за время простоя этого канала потеряла огромные деньги. Что, конечно, для рынков не самая позитивная новость. Это, конечно, не самые огромные потери относительно пандемии, но опять же - добавляют нервозности на валютных и сырьевых рынках.

Также, сегодня утром стали снижаться в доходности 10-летние облигации США. И вот тут у меня есть пару мыслей.

Во-первых, возможно, это просто коррекция, которая связана также с тем, что фонды под конец 1 квартала ребалансируют свои портфели.

Что произошло за этот квартал? Многие акции выросли, а облигации подешевели. Значит, фондам нужно продавать акции и покупать облигации.
Я думаю, именно по этой причине сейчас рынок акций имеют такую невнятную динамику, а облигации при этом снижаются в доходности.

Во-вторых, подобный простой канала может незначительно подтолкнуть рост инфляции и, соответственно, инфляционных ожиданий. Взять хотя бы нефть. Со вторника она выросла на 7%. Но это не здесь и сейчас в течении пары недель.

Поэтому я думаю, что в апреле можно ожидать возврата к доходности в 1.7%. А S&P 500 также и будет болтаться, поддерживаемый многократными выплатами в США, которые, кстати, намного меньше идут на рынок, чем ожидалось.
Возможно, все же 4000 пунктов мы и увидим после окончания ребалансировки портфелей фондами. Но не думаю, что можно ждать сильного роста. Как и писал неделей ранее, продолжаю ждать боковика 3850-3950. Пока не начнут расти инфляционные ожидания до 1.8 и выше.

Что будет с долларом?

Доллар на фоне высокой доходности облигаций продолжает укрепляться. На данный момент он на отметке в 92.79. А буквально неделю назад был ниже 92.

На укрепление доллара также влияет и ослабление евро, все же новые ограничительные меры и падающий ВВП - не самые привлекательные вещи.
Более того, я уже как-то рассказывал, что в Европе сейчас очень много облигаций с отрицательной доходностью.
Посмотрите на доходность облигаций Франции или Германии. У Германии даже 20-летние отрицательные.

Естественно, это не самые привлекательные инвестиции. Поэтому рост доходности в США так влияет на рост привлекательности доллара даже несмотря на то, что предложение размывается новыми стимулами.

На ближайшее время, как я уже писал, жду дальнейшего укрепления, хоть и не сильного и роста доходности обратно до 1.65-1.7%. Это на апрель.
#ViacomCBS #VIAC

💥 Акции ViacomCBS обвалились на прошлой неделе на 56%. Добро пожаловать на рынок, дамы и господа.

Думаю, те, кто следит за каналом уже какое-то время понимают, что я не просто так решил разобрать эту компанию. Но давайте обо всем по порядку.

📽 ViacomCBS - крупная медиакомпания, которая занимается теле- радиовещанием, печатным издательством и рекламным бизнесом.

Предлагаю разложить ее по полочкам, чтобы понять, почему произошел такой обвал.

💡 Бизнес компании

Сама компания выделяет следующие сегменты:

1. Телерадиовещание (Entertainment TV). Сюда входит телерадиокомпания CBS Television Network, CBS Studios, CBS Media Ventures и прочее.

Сегмент занимает 42% от выручки компании.
Доходы идут от продажи рекламы, лицензирование и распространение контента и доходов от партнерских телевизионных станций.

2. Кабельная сеть (Cable Networks). Сюда входит много сетей. Pluto TV, включающий и бесплатный контент и платную подписку Showtime Networks. Nickelodeon, MTV, Comedy Central, Paramount Network и множество других каналов.

Данный сегмент занимает 50% от выручки компании.
Доход формируется за счет комиссионных от вещателей за транспортировку потоков, за счет платных подписок, рекламы и лицензирования контента.

3. Сегмент фильмов. (Я не знаю, как его грамотно перевести, потому что в оригинале это - Filmed Entertainment). Сюда входит Paramount Pictures, Paramount Players, Paramount Animation и Paramount Television Studios и Miramax. Я думаю, многие из этих названий вы могли слышать в кинотеатрах.

А теперь забавный факт. Я беру данные из официального отчета компании. И этот сегмент занимает 10%. 10+42+50=102%. Я так и не понял, в чем прикол, но в первом комментарии приложу скрин этого дела.

Основной доход формируется за счет выпуска новых фильмов, их лицензирования, кассовых сборов и т.д.

То есть, чем занимается компания понятно - телевизионная и радиовещательная сеть, стриминговые сервисы, создание контента (фильмы, сериалы) и т.д.

📊 Операционные показатели

В 2020 году компания показала 25 миллиардов выручки.
Операционная прибыль - 4,5 миллиардов. Соответственно, операционная маржа почти 18%.
Чистая прибыль - 2,7 миллиарда. Рентабельность продаж (ROS) 10,6%.

Активы компании - 52,6 миллиарда, из которых 16 миллиардов - акционерный капитал.

Если смотреть на эти показатели в динамке, то нужно учитывать, что компания образовалась путем слияния в 2019 году компаний Viacom и CBS. Поэтому можно увидеть резкий рост показателей в 2019 году.

Но если смотреть за период с 2015 по 2018, то динамика более скудная.
Выручка выросла за этот период на 4,5%, а чистая прибыль на 38%. При активы снижались. Капитал вообще упал вдвое из-за роста обязательств.

Период 2019-2020 нельзя объективно оценить из-за маленького срока и пандемии, которая, естественно, повлияла на бизнес.

💰 Цена компании

Рыночная цена компании на данный момент - 28 миллиардов долларов.
За эту цену мы получаем компанию с активами на сумму в 52 миллиарда, из которых акционерный капитал - 16.
Уже здесь становится понятно, что компания продается выше стоимости чистых активов.

При этом, компания имеет долгов на 21 миллиард. Чистый долг (долг минус денежный запас) - 18 миллиардов.
А показатель прибыли EBITDA (прибыль до налогов, процентов и отчислений за амортизацию) - 4,6 миллиарда.
Получается, что отношение чистого долга к прибыли EBITDA крайне высокое.
NetDebt/EBITDA - 4.

Это прям самый край, при котором можно рассматривать компанию. Этот показатель говорит, что если она все силы направит на погашение долга, то на это уйдет 4 года!

Чистая прибыль в 2020 году составила 2.7 миллиарда. Текущее значение P/E - 11. Опять же, нельзя рассчитать адекватно показатель за длительный период из-за слияния.

Что мы имеем?
P/E - 11
P/B - 1,86
NetDebt/EBITDA - 4
Рентабельность прибыли на акцию - 8,6%

Вот так смотришь - вроде адекватная цена. Смущает только высокая долговая нагрузка, поэтому я бы не стал в нее инвестировать.
💣 Но давайте разберемся, почему акции упали вдвое?

А все просто. Цена была - 62 миллиарда долларов.
Теперь просто подставим те же показатели под эту цену.
P/E - 23
P/B - 4
NetDebt/EBITDA - 4
Рентабельность прибыли на акцию - 3,93%

По такой цене я бы ни за что её не купил. Это объективно высокая цена. Собственно, на это и указали американские аналитики, что привело к обвалу акций.

Так что, друзья мои, внимательно следите за тем, ЧТО вы покупаете. Сейчас на рынке полно оптимизма и из-за этого 98% акций переоценены. И вы можете попасть в такую же ситуацию.
Мой блог для того и создан, чтобы помочь в этом разобраться и не попасть в капкан под названием "я не думал, что такое бывает". Будьте максимально аккуратны. И я регулярно специально для вас, мои дорогие, пишу статьи и по недооцененным компаниям. К сожалению, на данный момент их мало. Но я слежу и ищу постоянно 👁
💥 ФРС заявила, что сейчас она далека от повышения процентных ставок

Кристофер Уоллер, один из членов совета управляющих, заявил на заседании в понедельник, что большинство членов комитета ФРС готовы и дальше поддерживать рынки. До полного восстановления экономики.

Уоллер также отметил, что инфляционные ожидания не вызывают тревогу или опасения за финансовую стабильность.

По его словам, беспокоиться нужно будет, если доходность облигаций покажет неконтролируемый повышательный тренд.

А между прочим, доходность 10-летних облигаций с утра уже подскочила на 2.5% и теперь вышла на уровень 1,774%, что является новым максимумом последнего года.
Буквально вчера писал пост, что жду очередного роста доходности выше 1.7% и вот, пожалуйста. В апреле я жду 1.8%.

Я так полагаю, америка сегодня откроется вниз. Хотя пока фьючерсы спокойны, но думаю, рост доходности вновь напугает хайтек. А что вы об этом думаете?
#ФинансоваяГрамотность #РейтингЭмитента

👋 Пора бы затронуть тему кредитных рейтингов.

Думаю, многие видели "AAA", "BBB", "BB", "BB-" и так далее. Давайте разберемся, что это все означает.

Давайте по порядку и простыми словами.

Есть три рейтинговых агентства, на которые в этом плане опирается весь мир - это Fitch, Moody's и S&P.
Они оценивают надежность эмитента и его вероятность его дефолта.

Например, вы хотите купить облигации. Обидно же будет, если вы купите доходные облигации, а эмитент объявит дефолт и отказ от обязательств. Вы потеряете деньги. И никто вам ничего не выплатит.

Для этого и есть эти рейтинговые агентства, которые уже давно зарекомендовали себя на рынке.

🧐 Что означают буквы?

"AAA"
- превосходный рейтинг. Это значит, что эмитент очень надежный.

Есть также "АА" и "А". Это все ещё категория высокой надежность, либо надежность выше средней.

А если к "АА" добавить +, то получится "АА+". Это значит, что рейтинг растет и вполне возможно, что в будущем станет превосходным. То есть, прогноз по этой компании повышается.
А если добавить "-", то это значит, что прогноз понижается и, вероятно, в будущем перейдет в более низкую категорию.

Давайте для понимая:
"ААА"
- превосходный рейтинг.
"АА+", "АА", "АА-" - Очень высокий кредитный рейтинг.
"А+", "А", "А-" - высокий рейтинг эмитента, хотя есть небольшая подверженность негативным экономическим условиям.

Далее, мы уже переходим в категорию "В".
"ВВВ+", "ВВВ", "ВВВ-" - достаточная надежность эмитента, которая может снизиться под воздействием негативных экономических условий.
"ВВ+", "ВВ", "ВВ-" - эмитент зависит от неблагоприятных экономических условий, но в краткосрочной перспективе все ещё слабо уязвим.
"В+", "В", "В-" - эмитент достаточно уязвим, но все же может выполнить свои обязательства.

Ниже уже начинается категория "С". И начиная с этой категории эмитент уже становится сильно уязвимым. И чем ниже рейтинг, тем больше шанс дефолта. Более подробно можно посмотреть в табличке, которую я закреплю в первом комментарии.

Какой рейтинг приемлем?

Я не рассматриваю облигации с рейтингом ниже "ВВВ". Например, у России долгосрочный рейтинг "ВВВ", который был подтвержден 5 февраля по данным агентства "Fitch". То есть, долгосрочно надежность нашей страны достаточная, но регулярно снижается под воздействием различных факторов. Мы это и так с вами знаем.

А вот, например, у республики Беларусь долгосрочный рейтинг понизили до "В-". Это говорит о том, что рейтинг снижается. Экономика сильно изменяется под воздействием негативных факторов, что в дальнейшем может привести к дальнейшему снижению рейтинга.
А по факту, все мы с вами знаем, что происходит в республике Беларусь и это реально может привести к дефолту.

Сейчас рублевые облигации республики Беларусь приносят 8-8.5% годовых. Кстати, при это ещё и подорожали за последние пару месяцев. Я их рассматривал ещё осенью, доходность около 10% была, а цена около 900 рублей. Но рейтинг, конечно, и то, что там происходило, не позволило мне их купить.

А вот по корпоративным облигациям далеко не все можно найти. Точнее найти-то можно, но все платно. Например, я искал рейтинг компании Carnival, а он доступен только платно. Ну а так как я не пользуюсь подобными облигациями и даже не имею к ним доступа, то и подписку оформлять не вижу смысла. К тому же, я и сам в состоянии оценить финансовое положение компании.