Ойкумена | На яхте за Одиссеем
1.19K photos
53 videos
50 links
Мы собирались отправиться на нашей яхте "Ойкумена" по следам Одиссея. Но началась война, съемки фильма отложили. Мы переехали жить на лодку, отремонтировали ее и вышли в море.

Наш Youtube: https://www.youtube.com/channel/UC6v8wkQh45X3

Для связи: @ArsVes
Download Telegram
Ойкумена | На яхте за Одиссеем pinned «Друзья, мы живем у турецких берегов уже больше трёх месяцев. Бросали якорь в красивых бухтах, истоптали сотни горных троп и исследовали десятки древних городов. Вывод сделали один: места восхитительно красивые и очень интересные. Хочется этим всем поделиться.…»
Судовой журнал «Ойкумены». У турецких берегов. За царем Сарпедоном

Мы снова вышли в море. Сложно представить более эпичные земли, чем те, которые остаются у нас по правому борту. Эпичные не только из-за волн, разбивающихся о скалы, чьи вершины теряются в облаках, не из-за ущелий, водопадов и гигантских глубин, не из-за ветров и песков…

Об этих землях писал Гомер. Именно здесь свой поход начинал царь Сарпедон, который спешил на помощь троянцам, чтобы отбить наступление агривян. Сарпедон - внук Зевса, обладатель прекрасной колесницы, царь Ликии, он правил землями в долине Ксанфа.

Устье этой когда-то великой реки мы миновали вчера днём, когда под парусом шли мимо песчаных дюн Патары. Холмы скрывали от нас античный театр и зал совета ликийских городов.

Пока, увы не до остановок, нам надо дальше на северо-запад, тем самым путём, которым Сарпедон спешил под стены Илиона.

И как бы это ни было странно, пока идём под парусами и смотрим на море, мы все равно следим за событиями в Украине, на фронте. Бессмысленные убийства в мире, где столько смыслов и красоты.

Отголоски гомеровского эпоса перед глазами и мысли о войне переплелись в голове в строчках из «Троянок» Еврипида:

На берегах крутых Скамандра пали
Не ради рубежей родной земли,
Но ради Трои. Их сразил Арей, —
Детей им не увидеть, пеленой
Жена не обернет их: на чужбине
Лежат в земле. И дома тоже горе:
Та умерла вдовицей, та – бездетной,
Детей другим растили, и никто
Могильный холм не оросит им кровью
О да, похвал достоин их поход!

Кстати, эта трагедия была поставлена в год вторжения афинян на Сицилию. Тогда греки под предлогом защиты своих соотечественников отправились в огромный поход, чтобы покорить богатеющие Сиракузы.

Эта война шла на фоне известного конфликта «двух великих держав» - Афин и Спарты и рассматривалась как ее часть, ведь из Сицилии поставляли хлеб на Пелопоннес.

Закончилась эта захватническая авантюра полным крахом, гибелью и казнями афинских полководцев. От исторических параллелей сложно удержаться.
Ойкумена | На яхте за Одиссеем
С такой вот слоноподобной черепахой познакомились сегодня на острове Кастеллорицо. На один день сходили в Грецию. Потом расскажем и фотки покажем. Там кайфово. Что-то, кстати, уже есть в инстаграме: https://instagram.com/oikumena_odyssey?igshid=YmMyMTA2M2Y=
Судовой журнал Ойкумены. У турецких берегов. Греческий остров.

Несколько дней назад мы были на Кастеллорицо. Это чудесный греческий островок, который отделен от Турции всего несколькими километрами чистейшей средиземноморской воды.

Турки и греки на протяжении столетий убивали друг друга, выселяли из домов, отправляли в тюрьму, топили корабли и сжигали дома. Сейчас здесь между двумя странами раз в день ходят неторопливые паромчики с опухшими от жары туристами.

Мы тоже оказались среди них, идти на нашей яхте было бы слишком дорого: нужно ее растоможить-затоможить, заплатить налоги - не пойдёт!

Удивительно, но мы действительно оказались в Греции. Не территориально-административно, а по ощущениям. С берега Кателлорицо мы видели турецкий Каш, могли разглядеть даже красный огонь на входе в порт, но при этом были так далеко… Маленькие разноцветные домики, некая европейская свобода, разреженность пространства, ощущающаяся, как уважение к горным и морским богам - все вокруг нас было очень греческим! Мы снова оказались на островах Додеканес!

Больше всего Кастеллорицо напоминает остров Сими с такими же итальянскими домиками с плоскими фасадами и фронтонами. Здесь очень много военных. Они сидят в кафе, ездят на своих джипах цвета хаки и выходят в море на грозных кораблях. Не мудрено, это самая восточная часть Греции. Кателлорицо позволяет Афинам претендовать на богатый газом шельф Восточного Средиземноморья. Турции это, конечно, не нравится, поэтому здесь часто искрит.

Вся история острова связана с войной: нашествие дорийцев, троянский поход, ликийцы, персы, родосцы, римляня - хозяева менялись постоянно.

Госпитальеры построили здесь крепость на пути в Иерусалим. Ее заняли владыки Египта, потом вернулись европейцы. Ну и наконец турки, итальянцы, немцы, англичане и только теперь - греки.

Сколько восстаний они поднимали! Безумной храбрости пират Ламброс Кацонис даже смог освободить остров от османского ига. Он, кстати связан и с нашей историей: именно Ламброс дал названия Ливадии в Крыму. Кацонис сам был родом из Ливадии только другой, Беотийской, и принёс имя своей родины на Черноморский полуостров, где императрица Екатерина даровала ему земли. Еще один искрящий регион…

Мы долго бродил по острову. Большая часть домов на Кастеллорицо до сих пор разрушена. Пойдёшь несколько метров вглубь от набережной и сразу встретишь недавние руины - наследие Второй мировой.

В горах наверху - множество огневых точек, некоторые были оборудованы прямо среди древних стен, цистерн и гробниц Палеокастро. Сюда мы поднялись по сотням ступеней и шатающихся в колючках камней. В средневековой башне нас поджидала гадюка, и хоть она и не укусила меня, сознание, порой давало сбои, видимо, виной тому была ужасная жара.

Эпохи и войны смешались в голове. С вершины мы смотрели на необитаемый остров Ро. Там каждый день греки поднимают свой национальный флаг в память о храброй Деспине, которая не смотря ни на что до 92 лет, живя в одиночестве на этом диком клочке суши, тогда не принадлежавшем Греции, по утрам поднимала флаг.

Мы спустились вниз мимо аэродрома и замаскированной военной базы. Война, война, везде война, в прошлом, настоящем, но не в будущем. Этот остров, который должен страдать от многочисленных ран даёт ощущение безмятежности. Не смотря на всю его историю, это очень спокойное место.

Уже позже, вернувшись в Турцию к нам на яхту, мы посмотрели фильм «Средиземное море». Его снимали на Кастеллорицо. Кино о том, как несколько итальянских солдат прозевали всю войну на этом острове. Ужасы Втрой мировой прошли мимо них, они их в себя не впустили. Кастеллорицо их не пустил. Фильм смешной и красивый, немного грустный, совершенно антивоенный и гуманистический. Кино про то что люди в целом - неплохие ребята. Рекомендую!