Ойкумена | На яхте за Одиссеем
1.21K photos
53 videos
53 links
Мы собирались отправиться на нашей яхте "Ойкумена" по следам Одиссея. Но началась война, съемки фильма отложили. Мы переехали жить на лодку, отремонтировали ее и вышли в море.

Наш Youtube: https://www.youtube.com/channel/UC6v8wkQh45X3

Для связи: @ArsVes
Download Telegram
Судовой журнал «Ойкумены»
У турецких берегов. Мусульманский туалет

Эпопея с ремонтом движка продолжается. Вставать в марину и платить тысячи евро мы, конечно, не стали. Наш турецкий пират Низи нашёл какого-то специалиста по топливным насосам. Он должен был приехать в пятницу утром, появился в субботу вечером - по местным меркам совсем не опоздал.

По горной тропинке, спускающейся к морю, механик шел не один. За ним семенила его жена, покрывшая голову платком. Рыбак Мехмед предложил использовать свою лодку, чтобы удобнее посадить семейную пару в мой тузик. С горем пополам они забрались, и мы поехали на лодку.

Ступив на борт, супруга начала что-то требовать по-турецки. Других языков, она очевидно не знает, но женщина не допускала возможности, что кто-то может ее не понимать. Оказалось, ей нужно готовиться к молитве.

Вместо обсуждения проблем двигателя, мы носили ей воду, расчищали место для омовения и для намаза. Когда все было готово, механик приступил к работе. Он мог выдохнуть: жена наверху читала молитвы.

Закончив религиозный обряд, женщина принялась за виноград, который оставался у нас на столе. Потом потребовала еды. Съела все, что ей принесла Ксюша, попросила добавки и всем видом демонстрировала, как ужасен наш кофе.

Тем временем, мы, взяв насос, переместились на лодку к Низи - у него были специальные тиски. Ксюша с турчанкой остались вдвоём на нашей «Ойкумене». Закончив разбор, механик сказал, что хорошо починить деталь можно только у него в мастерской, поэтому он заберёт ее. На том и порешили.

У нас на лодке в этом время разворачивалась драма: женщине срочно захотелось в туалет. Ксюша пыталась задержать ее, чтобы объяснить как пользоваться им на яхте. Турчанка, прошипев «пщщ-пщщ» выставила ее и взялась за дело.

Справиться со спуском воды она не смогла, хотя скорее даже не пыталась. Туалетная бумага ей явно не нужна, вместо нее она использует руку. В общем, следы ее ладоней со всем тем, что она вытирала, остались по всей ванне… Ксюша с ужасом и смехом рассказывала мне об этом, когда я уже вывез на берег семейную пару.

Мы загуглили, вообще-то шариатские правила пользования туалетом не запрещают использование бумаги. Впрочем, воде и камням там явно отдаётся предпочтение.

Вечер мы провели на яхте у Низи, к которому приехала его подружка Эльфи и ее две подруги. Они привезли только что срезанный виноград, домашнее вино, дыню и вегетарианские закуски, которые сами приготовили. Насколько эти дамы не похожи на ту турчанку! Весёлые, вежливые, умные, говорят по-английски. Не любят Эрдогана, шутят про него и Путина, вспоминают Достоевского. В одной и той же стране живут такие совсем разные люди. Невозможно не думать о влиянии религии. Хороший этнографический опыт. Как сказала Ксюша, стали чуть лучше чувствовать этот турецкий вайб.
Пока мы на якоре ждем починки двигателя, решил подальше прогуляться по окрестностям. Мне кажется, что тот, кто хоть раз бродил по Ликийской тропе, сразу узнаёт ее: красная земля, причудливо изрезанные камни. Во многих местах терракотовая суша изрезана трещинами. Интересно, это засуха или все-таки последствия небольших землетрясений, которые тут регулярно бывают? Я в душе голосую за землетрясения, конечно!
Каждое утро с нашей лодки мы видим на берегу валяющуюся крышку древнего саркофага. Никому до неё нет дела. Перед тем как написать этот пост, подплыл к ней поближе, чтобы сделать фотографию. Под водой оказалось ещё несколько подобных древних артефактов!

Их тут действительно много: по пути в магазин каждый день мы встречаем пару гробниц, которым больше 2000 лет. Некоторые просто служат разделительными знаками на дороге. Кайф, если честно!

Когда я впервые увидел фото ликийских гробниц, высеченных в скалах, будто соты — одна над другой, справа, слева, я представил, что это заброшенный город древних людей. Архитектурность конструкций сама подталкивает к таким фантазиям. Кажется, в одном Индиане Джонсе (или похожем фильме) главный герой забегает в такую гробницу и попадает в гигантский пещерный город. Так что у многих возникает это впечатление!

Во время нашего плавания мы залезли в несколько десятков гробниц, они встречаются по всей Ликии. Вход в подземный город мы, конечно, не нашли, но получили массу удовольствия и немного разобрались в том, что видим.

Ликийцы вырубали гробницы в скалах потому что верили: после смерти за покойным прилетит волшебное животное, чтобы забрать его на небеса. Логично, что похоронить человек надо было повыше: мифическому зверю так проще будет его отыскать.

На самом деле ликийские гробницы не только вырублены в горах. Они бывают разные (все их мы видели):

1. Гробницы на столбах. Это самый древний тип. На высокую прямоугольную колонну (до 10 метров) ставили саркофаг, который украшали рельефами. На одной мы, например, нашли изображения гарпий. В таких гробницах хоронили правителей ликийских городов.
2. Монументальные гробницы. Это отдельностоящие строения, похожие на древнегреческие храмы. В них хоронили, если не правителей, то очень важных ликийцев. Сейчас мы зачастую видим только постаменты, оставшиеся от шикарных сооружений. Но кое-где сохранились и стены. В Британском музее можно посмотреть и на такой монумент целиком.
3. Гробницы, высеченные в скалах. Пожалуй, самые известные. Их лучше всего смотреть в Мире и в Тлосе. Там, в горной породе, каменотесы соорудили огромные семейные кладбища. Такой тип погребений был распространён в 4 веке до н.э. Погребальная камера внутри очень скромная: на нескольких клине (скамеечках вдоль стен) укладывали тела усопших - вот и все. Самое интересное — фасад. Некоторые гробницы были двух и даже трёхэтажными, некоторые походи на деревянные дома, а некоторые (гробница Беллерофонта или гробница Аминатоса) - на настоящие греческие храмы.
4. Саркофаги. Ликийские саркофаги сразу запоминаются благодаря форме своей двускатной крыши. Она изящная, какая-то по-восточному уютная. Их начали использовать в 5 в. до н. э. Ученые усматривают здесь персидское влияние. Например, на саркофаге в Ксантосе сохранилась надпись, которая гласит, что он был установлен в 370-350 годах до н.э., был построен для некого Паявы персидским сатрапом Автофратом.

Многие гробницы сохранили надписи на ликийском языке, на многих остались рельефы с изображениями животных, колесниц, богов и усопших. Крутые штуки, конечно.

Знаете, невозможно, устраивая пикник на постаменте саркофага или перед высеченной в скале гробницей, не искать переклички с любимым греческим миром и с гробницами в далекой Петре. Ликия поистине находилась на границе Запада и Востока. Да и сейчас находится.